Пономарева Екатерина Дмитриевна
Педагог-психолог
Образование: высшее
Стаж работы: 2 года.
Самая первая задача педагога-психолога - помочь ребенку легче адаптироваться к детскому саду и обеспечить ему психологическую поддержку в течение всего времени, когда ребенок остается в детском саду без родителей. В трудные для ребенка моменты проводятся мероприятия на снятие психо-эмоционального напряжения в группе. Это игры с носковыми и перчаточными куклами нежной текстуры, слушание красивой музыки, игры с песком и водой. Узнать каждого ребенка - нелегкая задача. Для того, чтобы научить детей пониманию, доверию друг ко другу и сотрудничеству требуется время. Наш педагог-психолог приходит на помощь родителям и воспитателям, когда требуется найти и помочь понять неочевидные причины детских неудач.
Педагог-психолог знает особенности периодов развития ребенка в каждом возрасте, когда он лучше всего восприимчив к развитию в нем разных качеств и способностей.
До 3 лет.
Так сенсорное восприятие лучше всего развивается до 3 лет, поэтому в 1-х младших группах для всех детишек проводятся занятия в мини-группах на сенсорное восприятие. Мы учимся различать и называть различные тактильные ощущения, звуки, цвета и формы. До 3-х лет дети начинают играть рядом с другими детьми, что приводит к необходимости уважать личное пространство другого ребенка.
Дети начинают стремиться играть со сверстниками, но еще не умеют играть вместе. Поэтому здесь мы уделяем особенное внимание развитию сюжетно - ролевой игре. Это и инсценировка сказок и игры в жизненные ситуации - прием у врача, мама и ребенок, в магазине, на прогулке, в детском саду. Это самое хорошее время обучения ребенка социальным навыкам - уход за собой и своими вещами, вежливому и бережному отношению к животным и окружающим людям. Чем быстрее ребенок научиться играть в такие игры - тем быстрее у него появятся друзья и он будет развиваться творчески. С 4-5 лет. Слуховые анализаторы развиваются лучше всего в период с 4-5 лет. В это время стоит особенно беречь детей от отитов. Для умения расслабляться и снимать напряжение с мышц тела требуются навыки саморегуляции - вот на что мы обращаем внимание в этом возрасте. В старшей группе особое внимание уделяется развитию памяти, внимания и мышления, а так же формированию познавательной мотивации у ребят. Мы учимся действовать по плану, доводить начатое дело до конца. В подготовительной группе дети готовятся к поступлению в школу. К 7 годам у ребят начинает формироваться произвольность психических процессов. Дети уже могут целенаправленно удерживать внимание, видя перед собой задачу стремятся разложить ее на этапы выполнения, приобретают навыки слушать, слышать и действовать по слову взрослого (педагога) адресованному ко всем детям, а не только к нему лично. Поэтому, это самое время научиться устанавливать причинно - следственные связи. Это поможет ребенку правильно строить свои рассказы и не бояться математики в школе. Так же важной задачей возраста детей в подготовительной и старшей группах - научиться дружить, решать возникающие проблемы дискуссией. Уметь правильно высказывать свое мнение и выслушивать мнения других. Поэтому кроме развивающих занятий педагог-психолог проводит и занятия на развитие коммуникационных навыков. Педагог-психолог не "упустит" малыша, трудности которого находятся на "гране нормы", но поможет ему вместе с родителями и другими коллегами справиться с ними еще до школы. Вопросы коррекции психического развития ребенка решаются в индивидуальном порядке, по запросам родителей. В этом случае наш специалист проведет индивидуальную диагностику и построит необходимую коррекционно - развивающую программу для конкретного ребенка, по которой будут проводиться индивидуальные занятия. Чаще всего родители обращаются за консультацией по поводу расторможенности детей, различных страхов, проблем поведения дома и в группе, застенчивости ребенка, частых капризов. Наш педагог-психолог проводит консультации и методические мероприятия и для воспитателей детского сада. |